Блогерство = вседозволенность

Блогеры, пиар, реклама

Все мы, пиарщики, часто используем в своей работе популярных блогеров. Продвигать через них товары и услуги – относительно дешево и эффективно. Но сейчас речь не об этом. Сегодня хочется затронуть тему, о которой мало говорят, – моральную сторону самого института блогерства и силу его воздействия на умы пользователей соцсетей.

Начнем с последнего. Степень охвата аудитории некоторыми блогерами превосходит аудиторию многих СМИ. Топовые блогеры имеют несколько десятков миллионов подписчиков. А значит влияние блогеров на общественное мнение весьма и весьма высоко.

Вспомните скандал мирового уровня с «вмешательством» России в предвыборный процесс США. По утверждению американского министерства юстиции, небольшая группа граждан РФ выдавала себя за американцев и пыталась «посеять раздор в обществе накануне президентских выборов». И если это удалось кучке неизвестных людей, то какова тогда сила воздействия на общество популярных блогеров!?

И вот тут  мы подходим к моральной стороне вопроса. Когда СМИ публикуют какую-либо информацию, они обязаны ее проверять и за публикацию ложной информации они отвечают по закону (КоАП РФ Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации). А как отвечает перед законом блогер? Никак.

В 2014 году Государственная дума приняла закон, который приравнивал к СМИ блогеров, у которых более 3000 читателей. Согласно закону, блогеры обязаны были соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории и т.д. Нарушение требований этого закона влекло за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Закон был крайне критично воспринят самими блогерами и большинством либералов. То ли под давлением критики, то ли в связи с другими обстоятельствами, но уже в 2017 году закон утратил свою силу. Почему? Не стоило ли органом власти проявить более твердую позицию в этом вопросе?

Мы знаем какую большую роль играли соцсети в «цветных» революциях. Они являлись одним из главных инструментов в руках провокаторов и мятежников. Китай заблокировал часть иностранных ресурсов, среди которых социальные сети Facebook, Instagram, Twitter и др. Что это – цензура или защита суверенитета и правопорядка?

Блогеры в большинстве своем талантливые и трудолюбивые люди. Регулярно создавать интересный контент стоит больших усилий. Но почему наряду со вседозволенностью и свободой слова, блогеры не имеют никаких ограничений? Наряду со свободой должна быть и ответственность. Даже у топовых блогеров мы зачастую встречаем нецензурную лексику, ложные обвинения, оскорбление верующих и т.п. Им не нужно проверять информацию, давать плюрализм мнений и глубоко изучать тему. Компетентность вообще не их конек. Они работают с аудиторией безо всяких нравственных и законодательных рамок. Главное – удивить, выдать сенсацию, устроить скандал, поймать хайп. В погоне за популярностью и деньгами у них все способы хороши.